Глава 8. Животные (запрет употребления в пищу части от живого животного)
Глава 8. Животные (запрет употребления в пищу части от живого животного)
«Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, И со всяким живым существом, что с вами: из птиц, из скота и из всех зверей земных, которые у вас, из всех, вышедших из ковчега, из всех животных земных» (Берешит, 9:9-10).
«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все. Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте» (Берешит, 9:3-4).
«И заключу Я в тот день союз для них со зверями полевыми и птицами небесными, и с пресмыкающимися земли; и лук, и меч, и войну уничтожу Я на земле этой, и дам им жить в безопасности» (Ѓошеа, 2:20).
- Тора разрешила человеку употреблять в пищу любые растения, как сказано[1]: «Вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу». А также позволила употреблять в пищу животных, как сказано[2]: «И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все».
- Тора запретила употреблять в пищу часть от живого животного, то есть какую-либо часть тела животного, которая была отрезана от него, пока оно еще было живо, как сказано[3]: «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте». Этот запрет остается в силе и после того, как животное, от которого была отрезана часть тела при жизни, уже умерло.[4]
- Одна из целей установления запрета употреблять в пищу часть от живого животного, – отдалить человека от таких дурных качеств как жестокость и безрассудное следование своим страстям[5].
- Запрещено употреблять часть от живого животного в пищу, однако разрешено использовать ее, например, разрешено кормить таким мясом собак.[6]
- Запрет на употребление в пищу части от живого животного распространяется также на птицу. Но в этом случае нет наказания за нарушение запрета.[7]
- Скотина или птица даже после забоя считаются живыми до тех пор, пока не перестанут двигаться.[8]
- После того, как у животного отрублена голова, оно разрешено в пищу, даже если тело продолжает подергиваться.[9]
- Запрет на употребление в пищу относится к любому количеству мяса.[10]
- На жесткие сухожилия и шкуры домашних и диких животных, на перья птиц, рога и копыта не распространяется запрет употребления в пищу части от живого животного, потому что люди их в пищу обычно не употребляют.[11] Однако кожа свиней и другая мягкая кожа животных запрещена к употреблению в пищу, если ее отрезали при жизни животного, поскольку принято употреблять такую кожу в пищу.[12]
- Запрет употребления в пищу части от живого животного не распространяется на насекомых, рыб или кузнечиков, то есть таких животных, у которых нет отдельной от остальных органов системы кровообращения («хладнокровных»)[13]. И хотя таких животных можно есть живыми,[14] лучше сначала умертвить их, чтобы не преступать запрет на бесполезное причинение страданий животным.
- Допустимо очищать рану на теле человека, отсасывая кровь.[15]
- Лекарства, содержащие часть от живого животного, разрешены.[16]
- Пища, представляющая собой однородную смесь и включающая в себя часть от живого животного, если этот компонент составляет меньшую часть в смеси, разрешена.[17]
- Если есть сомнение, является ли данная пища частью от живого животного или нет, следует считать, что эта пища разрешена, поскольку большая часть мяса не является частью от живого животного.[18]
- Нельзя причинять страдания животным без надобности, если человек не получает от этого прямой пользы.[19]
- Нельзя есть человеческое мясо.[20]
- Когда есть опасность для жизни, разрешается есть любую пищу, запрещенную Торой.[21]
- Все части тела животного можно употреблять в пищу после его смерти, включая кишечник.[22]
Подобающее поведение
- По поводу крови от живого, то есть крови, взятой у животного, пока оно еще живо, есть разногласия между мудрецами.[23] В соответствии с буквой закона она разрешена к употреблению,[24] однако тот, кто устрожит, будет благословен.[25] А также желательно избегать употребления крови уже забитого животного.[26]
- Бней Ноах не заповедано совершать кошерный убой в соответствии с еврейским законом, но в любом случае желательно максимально уменьшить страдания животного.[27]
- Желательно не проявлять жестокости по отношению ко всем созданиям и не причинять им страданий, быть к ним милосердным. Это включает в себя:
- Не резать животное и его детеныша в один день.[28]
- Не использовать в одной упряжке, например, при пахоте, два разных вида животных.[29]
- Не препятствовать животному во время работы есть те плоды урожая, с которыми оно работает.[30]
- Мудрецы не одобряют развлечения, доставляющие страдания животным, такие как бой быков[31] или охота для развлечения.[32]
- Если человек нашел гнездо птицы и хочет взять птенцов или яйца, следует сначала отогнать мать этих птенцов, а затем забрать их, чтобы мать не видела, как забирают ее детей. А лучше их вообще не брать[33].
- Не следует есть слишком много мяса и пить слишком много вина.[34]
- При убое дикого животного или птицы желательно засыпать землей кровь забитого животного.[35]
- Если человек хочет взять на себя дополнительные заповеди и употреблять в пищу только кошерные продукты в соответствии с требованиями еврейского закона, он может это сделать. А также можно принять на себя часть законов кашрута. И вот некоторые законы, из тех, что можно взять на себя:
- Не употреблять в пищу трефу, то есть животное с увечьем, несовместимым с жизнью[36].
- Не употреблять в пищу диких и домашних животных и птиц, которые умерли сами, а не были забиты человеком[37].
- Не употреблять в пищу животных, запрещенных в пищу евреям, которые перечислены в книге Ваикра[38].
- Не употреблять в пищу мясное вместе с молочным[39].
[1] Берешит, 1:29.
[2] Берешит, 9:2-3.
[3] Берешит, 9:4; Мишне Тора, «Законы царей», 9:10.
[4] Хулин, 121б. Мы не приводим тут законы, касающиеся частично отделившегося от организма органа, части не полностью сформировавшегося яйца и части животного, зарезанного евреем, так как это редко встречающиеся случаи.
[5] Маѓараль, Гвурот ѓа-Шем, гл. 66, со слов «И это семь заповедей…».
[6] Псахим, 22б.
[7] Мишне Тора, «Законы царей», 9:11; и см. комментарий Раавада и Ридбаза к этому месту.
[8] Хулин, 121б; Мишне Тора, «Законы царей», 9:12-13.
[9] Мишна Оѓалот, 1:6; Мишне Тора, «Законы основ нечистоты», 2:1.
[10] Мишне Тора, «Законы царей», 9:10.
[11] Псахим, 24б; Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 4:18.
[12] Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 4:20-21.
[13] Санѓедрин, 59б.
[14] Тосефта Трумот, 9:6; комментарий Тосафот на Шабат, 90б.
[15] Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 6:2, поскольку запреты, установленные для евреев мудрецами, не обязывают Бней Ноах. См. Респонсы Хатам Софера, 6:25.
[16] Авода зара, 67б; Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 15:28; и см. рабби Йосеф бар Меир Теомим, При магадим на Йоре деа, Сифтей даат, 62:4.
[17] Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 15:4.
[18] Респонсы Хатам Софера, Йоре деа, 19.
[19] Шмот, 23:5; Бемидбар, 22:32. И см. в Сефер хасидим, 666; этот закон уже упомянут в законах кровопролития выше.
[20] См. Хулин, 92б; Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 2:3; и см. комментарий Мальбима на Ваикра, 11:72, а также респонсы рабби Элияѓу бен Шмуэля из Люблина Яд Элияѓу, 45.
[21] Мишне Тора, «Законы царей», 10:2; и см. Парашат драхим, Дерех ѓа-атарим, 2, начало.
[22] Тур, Йоре деа, 27 (и см. широкое обсуждение этого вопроса в книге Шева мицвот ѓа-Шем, ч. 1, стр. 282 и далее).
[23] Санѓедрин, 59а.
[24] Мишне Тора, «Законы царей», 9:10.
[25] На основании естественной морали.
[26] Дварим, 12:23.
[27] См. «Путеводитель растерянных», ч. III, 48.
[28] Ваикра, 22:28.
[29] Дварим, 22:10.
[30] Дварим, 25:4.
[31] Респонсы Толдот Яаков р. Яакова-Зеева Каѓана, Йоре деа, 33, со слов «Поэтому…».
[32] Респонсы рава Йехезкеля Ландау Нода бе-Йеѓуда, Тиньяна, Йоре деа, 10.
[33] Дварим, 22:6-7; «Путеводитель растерянных», ч. III, 48.
[34] Ваикра, 19:26; Сефер ѓа-хинух, заповедь 248.
[35] Ваикра, 17:13; Сефер ѓа-хинух, заповедь 187. Здесь есть намек на то, что в будущем человечество перестанет есть мясо, согласно мнению рава Кука в Хазон ѓа-цимхонут ве-ѓа-шалом («Предвидение о вегетарианстве и мире»).
[36] Шмот, 22:30; Сефер ѓа-хинух, заповедь 73.
[37] Дварим, 14:21; см. комментарий Тосафот на Санѓедрин, 56б, который разрешает это изначально, но также см. комментарий Раши на Хулин, 92б; рав Шмуэль бен Хофни Гаон на Берешит, 34:12; и в Асара Маамарот Рема из Фано, Хикур ѓа-дин, 3:21.
[38] Гл. 11.
[39] Шмот, 23:19.