Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Введение

Введение

В наши дни человечество насчитывает около семи миллиардов человек. Ранее число людей в мире никогда не достигало таких размеров. Потенциал строительства, скрытый в таком большом человечестве, огромен, и в то же время силы разрушения также велики. Будущее скрыто в тумане. Все зависит от поведения людей – направят ли они свои силы на созидание и истинное счастье или на разрушение и достижение иллюзорного благополучия.

Существует широкомасштабное противостояние по вопросу о том, какими ценностями мы должны руководствоваться в жизни. Это противостояние выражается, помимо прочего, в том, что сейчас принято называть столкновением цивилизаций. В основном, противоборство происходит между западным миром во всем его разнообразии и исламским миром. Его побочные последствия можно заметить также в других процессах, таких как повышение статуса культуры Юго-Восточной Азии и в движении «Нью Эйдж» на противоположном конце света. Огромные изменения, произошедшие в человечестве за последние несколько веков*, некоторые из которых неузнаваемо продвинули мир вперед, создали также чувство растерянности и пустоты. Кровавые мировые войны заставили еще больше отчаяться в поиске наполненного смыслом будущего для человечества.

Во время этих бесконечных ценностных и силовых сражений происходил также процесс возвращения еврейского народа в свою страну** и достижения им политической независимости. «Возвращение в Сион» имеет глубокий смысл для каждого думающего и ответственного человека в нашем мире, поскольку народ Израиля занимает особое положение в мире символов самых значительных мировых культур, поскольку он оставил свой глубокий отпечаток в коллективном подсознании человечества. Создание государства Израиль является для многих теологической загадкой, или, так или иначе, причиной для переосмысления исторических процессов и того места, которое занимает в них народ Библии. Эта ситуация требует, чтобы еврейский народ ответил на очевидный вопрос со стороны других народов: «Что вы, сыновья Израиля, должны поведать нам?». Израильское общество долгое время было занято исключительно борьбой за выживание и заботой об экономическом благополучии, поэтому обсуждение духовных вопросов, характерных для еврейской традиции, происходило только во внутреннем пространстве и почти не было связано с общей культурой. Сейчас настало время прояснить универсальное значение иудаизма и тот вклад, который он обязан внести в новую эпоху, способствуя построению нового мира.

Изложенное ниже является предложением возобновить диалог между Израилем и народами мира. Представляемая читателю работа, в основном, посвящена практическим законам (ѓалахе). Однако важно понимать, что практический закон – это всего лишь одна ветвь целого комплекса духовного и нравственного мира – как человечества в целом, так и иудаизма в частности. Человечество знает множество вариантов самоидентификации, и, разумеется, можно осознать необходимость в углубленном диалоге между представителями разных культур для того, чтобы обсудить возможности приспособления содержания нашей книги к духовному богатству всех народов, чтобы это стало для них благословением.

Одной из проблем, в отношении которой сегодня существуют разногласия в мире, является вопрос о месте Бога и человека. Западная культура унаследовала от греческой философии представление, согласно которому человек является центром всего сущего, а Бог, если Он и присутствует, то находится на периферии*. Согласно этой концепции, идеальным политическим строем является демократия и, в частности, либерализм. Из этого подхода с необходимостью следует свобода человека и, как следствие, – вседозволенность.

Исламский мир, со своей стороны, не разделяет эти базовые положения и придерживается традиционной позиции, согласно которой Бог является абсолютным центром всего**, а человеку достается периферийное положение полного подчинения Богу***. Поэтому прогресс, характерный для Запада, воспринимается исламом как нечто подозрительное, а сопровождающая его вседозволенность служит доказательством его порочности. Демократическое правление воспринимается как угрожающее религиозной целостности.

На первый взгляд представляется, что в этом противостоянии нельзя достичь примирения и понимания. Тем не менее, эти две цивилизации могут пойти навстречу друг другу с целью примирения, если только они прислушаются к уникальному посланию иудаизма. Согласно еврейской традиции, в центре находится не Бог и не человек, а диалог между ними, участие человека в завершении Сотворения Мира[1]. При этом исчезает непримиримость разногласий, которые мы описывали выше. Между Творцом и творением существует симпатия. Эта симпатия проявляется как в индивидуальной, так и в общественной жизни. Партнерство Творца и Человека практически реализуется в нашем поколении в процессе «возвращения в Сион» и в возвращении Божественного присутствия в среду Его народа в Государстве Израиль.

Еще один вопрос, который нарушает моральное спокойствие людей, – это проблема единства ценностей. Еще не найдено идеальное решение о совмещении ценностей, на вид противоречащих друг другу. Этот вопрос со всей остротой возникает тогда, когда речь идет о соотношении между милосердием и законом. В то время как христианство утвердило в мире представление о том, что милосердие и только оно является исключительной моральной ценностью, что проявляется во всех областях западной культуры, то ислам последовательно придерживается предпочтения меры суда во всей ее суровости в качестве воли Бога.

И в этом вопросе иудаизм также приходит на помощь человечеству. И библейские, и талмудические традиции учат нас, как на деле возможно добиваться единства ценностей. Высший моральный идеал – это «творить милосердие и справедливость» (Берешит, 18:19). Практическая реализация этого единства проявляется как в войнах Государства Израиль, несмотря на всю клевету, направленную против него, так и на уровне внутренней политики, для которой характерно справедливое обращение с враждебным меньшинством внутри него.

Человечество знает, что народ Израиля служит каналом для передачи Божественного Откровения, носителем пророчества. Известно, что именно поэтому у Израиля есть особая функция – быть «Светом для народов». Исключительную роль еврейского народа как провозвестника Слова Бога можно уподобить роли сердца среди прочих органов человеческого организма (Кузари, 2:36). У нас нет чувства превосходства, однако мы осознаем свою ответственность за исправление мира. В отличие от других религиозных традиций, которые претендуют на универсальную роль, однако на деле превращают своих последователей в империалистов, навязывающих свою идентичность другим, иудаизм не стремится уничтожать чье бы то ни было культурное богатство, а наоборот, довольствуется ролью передачи Света и не претендует на власть. Поэтому пророки говорили об идеальной ситуации, когда народам мира предстоит получить от народа Израиля разносторонние наставления, подходящие для каждого отдельного народа, общественной структуры или частного человека в соответствии с их уникальной идентичностью: «И пойдут многие народы, и скажут: давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим, и чтобы пошли мы стезями Его» (Йешаяѓу, 2:3).

В рамках традиции иудаизма, внутри Бейт мидраша («Дома учения»), существует целая область, известная как «Учение для Бней Ноах» («сыновей Ноя»), которая была знакома еврейским духовным учителям многих поколений. Во времена изгнания ее изучение носило чисто теоретический характер, однако после возвращения народа Израиля в свою Землю многие люди, принадлежащие к разным народам, стали проявлять практический интерес к содержанию этого учения, которое включает, среди прочего, подробные практические указания – ѓалахот. Поэтому я посчитал правильным составить для тех, кто в этом заинтересован, книгу практических указаний (ѓалахот), своего рода краткий и содержательный Шульхан Арух*, в котором рассматриваются основные законы, касающиеся каждого мужчины и женщины, причисляющих себя к Бней Ноах.

Эта книга, «Брит Шалом» – «Союз мира» (Завет мира), посвященная практическим вопросам, дополняет молитвенник для Бней Ноах «Брит Олам» – «Союз вечный» (Завет вечный), который посвящен духовной жизни. «И заключу с ними завет мира, завет вечный пребудет с ними» (Йехезкель, 37:26).

Я благодарю тех, кто помог мне в прояснении тонкостей этих законов и в поисках их источников: раввина Малко Сопира, который занимался подробным разбором различных спорных вопросов, и моего ученика, раввина Йехиэля Эрлиха, который, не жалея своего времени и усилий, самоотверженно посвятил их этому святому труду. И да вознаградит их Бог за их труд полной мерой.

Я надеюсь, что эта книга будет угодна Богу и людям.

* Демократизация общества, равноправие граждан, свобода совести и техническая революция.

** 1880-е гг. – приобретение земель в Палестине бароном Ротшильдом, 1897 г. – сионистский конгресс, 1917 г. – декларация Бальфура, 1948 г. – решение ООН и провозглашение государства Израиль, 1967 г. – шестидневная война, объединение Иерусалима, возвращение Израилю исторически принадлежащих ему земель.

*  Так как почти не вмешивается в дела человека.

**  В том смысле, что Он один управляет событиями по Ему одному известным правилам.

***  И не может изменить ход событий.

[1] Для правильного понимания этого выражения см. Маѓараль из Праги, Тиферет Исраэль, гл. 2; рабби Хаим из Воложина, Нефеш ѓа-хаим, ч. 1, гл. 4 и 7.

*  Название основополагающего ѓалахического труда, определяющего законы для любой ситуации в повседневной жизни еврея.

Back to top button
Translate »