Глава 11. Служение Всевышнему
Глава 11. Служение Всевышнему
«И служите Господу, Богу вашему» (Шмот, 23:25).
«Любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею» (Дварим, 11:13).
Семь заповедей Бней Ноах – это основа служения Всевышнему. Правильное служение может быть различным для разных людей и для разных обществ. В этом вопросе не было сформулировано однозначных законов, чтобы дать возможность развития различным видам служения Всевышнему в соответствии с потребностями каждого. Ниже мы излагаем основные принципы служения, взятые из Торы, которые Бней Ноах могут использовать в качестве примера.
- Провозглашение веры во Всевышнего и Его Единства[1] исполняют, читая Шма, то есть произнося стих: «Слушай Израиль, Господь Бог наш, Господь един»[2] каждый день. Это «принятие ига Небесного Царства»[3]. Шма можно произносить на любом языке.[4]
- Один из лучших способов служения Всевышнему для каждого человека[5] – это молитва, в которой человек обращается к Богу с просьбой удовлетворить его нужды.[6] Молитва также включает восхваления и благодарность Богу.
- Молитва – это «служение сердца». Наши мудрецы сказали[7]: что такое «служение сердца»? Надо признать, что это молитва.
- Есть два вида молитв: молитва частная и молитва общественная[8].
- Особенно желательно молиться во время бедствия.[9]
- После разрушения Храма молитва заменяет жертвоприношения.[10]
- Хорошо молиться и обращаться с просьбами к Богу каждый день.[11] Как правильно это делать? Вначале провозглашают хвалу Всевышнему, потом просят и молятся о своих нуждах, а затем воздают благодарность Богу за добро, которое Он дал – каждый человек в соответствии с тем, как способен выразить свои мысли и чувства[12].
- Нужно постараться молиться в чистом месте, будучи одетым.[13]
- Бней Ноах не обязаны молиться согласно установленному тексту. Мудрецы Израиля установили для евреев определенный текст и время молитвы,[14] Бней Ноах могут воспользоваться этим текстом и приспособить молитву к своим нуждам.
- В настоящее время существует несколько молитвенников для Бней Ноах.[15]
- Принесение в жертву животных или растений в наши дни не принято. При этом Бней Ноах разрешено приносить жертвы всесожжения[16] Богу на алтаре (жертвеннике), который они построят, однако запрещено приносить в жертву животное, у которого не хватает какого-либо органа.[17] По поводу деталей законов принесения жертв следует обратиться к мудрецам Израиля.[18]
- В жертву Всевышнему желательно приносить отборное животное.[19]
- Бней Ноах могут приносить жертвы всесожжения в Храме.[20]
- Если человек сказал: «Эта скотина будет жертвой», он посвятил эту скотину Богу и не имеет права использовать ее для своих собственных нужд.[21]
- Клятва, в которой человек запрещает себе определенное удовольствие, например, обет назорея[22] и тому подобное, не принята у народов.[23] Тем не менее, любой человек должен стараться выполнять то, что он обещал.[24]
- Святость места, где стоял Храм, Храмовой горы в Иерусалиме, очень велика, поэтому существует множество ограничений на вход туда. Представителям других народов разрешается заходить на Храмовую гору только до того места, где во времена существования Храма находился Храмовый Двор.[25] Там, где разрешено находиться, следует проявлять особое уважение к месту, которое Создатель предназначил для служения Ему.[26]
Преданность Богу
- Каждый человек из живущих в мире, которого подвигнет его дух, и который осознает, что нужно обратиться к Всевышнему, чтобы служить и познать Его, и пойдет он прямым путем так, как Бог сотворил его, и сбросит с себя иго многих расчетов, которые делало человечество, то этот человек возвысится, и будет Господь его долей и наследством навек.[27]
- Регулярное и преданное изучение Торы – это одна из высших ценностей еврейского народа.[28] Каждый, кто занимается Торой ради нее самой, удостаивается многого.[29]
- Среди мудрецов Израиля существует разногласие относительно того, какие части Торы следует изучать Бней Ноах. Некоторые считают, что разрешено изучать только универсальные части Торы, относящиеся к основам веры, этику и специфические законы Бней Ноах,[30] в то время как другие делают различие между неевреем, который не принял на себя обязанность исполнять семь заповедей, и кошерным Бен Ноахом, которому разрешено изучать всю Тору.[31] Это мнение является основным.[32]
- Один из путей приверженности Богу – это быть связанным с мудрецами Торы и учиться у них правильному и честному поведению.[33]
По любому вызывающему сомнение вопросу в области Торы нужно обращаться к своему раввину[34] и действовать в соответствии с его указаниями, даже если с этим не все согласны.[35] Но если совершенно очевидно, что раввин ошибся, нет обязанности поступать в соответствии с его указаниями.[36]
[1] Рав Шмуэль бен Хофни Гаон на Берешит, 34:12.
[2] Дварим, 6:4.
[3] Мишна Брахот, 2:5.
[4] Мишна Сота, 7:1.
[5] Млахим I, 8:41-43; Йешаяѓу, 56:6-7 (см. Игрот Моше, Орах Хаим, 2:25); Йерушалми, Брахот, 9:1; Предисловие рава Нисима Гаона к Талмуду, в правиле Левадо; рав Шмуэль бен Хофни Гаон на Берешит, 34:12; и см. комментарий рава Саадьи Гаона на Тору, изд. рава Йосефа Капаха, стр. 170-171, на Берешит, 4:1, в примечании.
[6] Рав Моше бар Йосеф из Трани, Бейт Элоким, врата I, гл. 1, в начале.
[7] Таанит, 2а.
[8] Кузари, 3:17-19.
[9] Йерушалми, Брахот, 9:1; Нахманид на «Книгу Заповедей» Маймонида, повелевающие заповеди, заповедь 5.
[10] Ѓошеа, 14:3; мидраш Бемидбар раба, Корах, 18:21.
[11] Как это сказано в Мишне Тора, «Законы Моливы», 1:1-3.
[12] Там же, 2.
[13] Мишне Тора, «Законы молитвы», 4:1.
[14] Там же, 1:3-8.
[15] По милости Божьей мы удостоились выпустить молитвенник Брит олам, в котором приведен общий вариант молитвенника в соответствии с указаниями рава Йоэля Шварца, а также расширенный вариант, параллельный еврейскому тексту.
[16] По поводу благодарственных жертвоприношений, хлебных приношений и мирных жертв среди мудрецов Израиля есть разногласия (см. мидраш Сифра, Эмор, гл. 7, начало).
[17] Звахим, 116а.
[18] Мишне Тора, «Законы жертвоприношений», 19:16; и см. комментарий р. Саадьи Гаона, там.
[19] Берешит, 4:4.
[20] Мишне Тора, «Законы жертвоприношений», 3:2.
[21] Дварим, 23:22-24; Мишна Трумот, 3:9.
[22] Бемидбар, гл. 6.
[23] Мишна Назир, 9:1; Мишне Тора, «Законы назореев», 2:16; комментарий Тосафот на Назир, 61б.
[24] Рабби Меир-Симха ѓа-Коѓен из Двинска, Мешех хохма на Шмот, 20:7; и см. «Семь заповедей Всевышнего», ч. 1, стр. 226, прим. 68.
[25] Мишна Келим, 1:8.
[26] Ваикра, 19:30.
[27] Как сказано в Мишне Тора, «Законы седьмого и юбилейного года», 13:13.
[28] Дварим, 6:7, 11:19; Мишна Пеа, 1:1; Кидушин, 40б.
[29] Мишна Авот, 6:1.
[30] Комментарий Тосафот к Хагига, 13а; и см. рабби Шломо Лурия, Ям шель Шломо на Бава кама, 4:9.
[31] Хатам Софер, Хидушей Хулин, 33а, объяснение подхода Маймонида.
[32] См. объяснение смысла этого установления в респонсах Маймонида, 149; Меири на Санѓедрин, 59а, и на Авода Зара, 3а; и респонсы рава Йехиэля-Яакова Вайнберга Сридей Эш, 2:56; и см. ниже, 13:2.
[33] Ктубот, 111б.
[34] Мишна Авот, 1:16, и комментарии к ней Маймонида и Бартенуры.
[35] Шабат, 130а.
[36] См. Руах хаим, 1:4; и респонсы рава Овадьи Йосефа Йехаве даат, 4:55, в примечании.