Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Глава 1. Кого называют Бней Ноах?

Глава 1. Кого называют Бней Ноах?

«И сказал Бог Ноаху и сынам его с ним так: Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас» (Берешит, 9:8-9).

  1. Творец мира выделил человека из всех живых существ в соответствии со сказанным в Торе, что человек был создан «по образу Божьему».[1]
  2. Традиция народа Израиля утверждает, что Творец заключил с людьми завет, в основе которого лежат семь заповедей, называемых «заповедями Бней Ноах».[2]
  3. Каждый человек должен принять на себя обязанность соблюдения семи заповедей, которые заповеданы Бней Ноах.[3]
  4. Помимо принятия заповедей, каждый человек также обязан практически исполнять эти заповеди.[4]
  5. Тот, кто не принимает заповеди Бней Ноах и не выполняет их, в раввинской литературе называется гой[5] или нохри[6] (т.е. «язычник» или «чужак»).
  6. Тот, кто принимает их и исполняет, называется «Бен Ноах».[7]
  7. Если человек принял эти заповеди перед бейт дином (религиозным судом) из трех раввинов, тогда он также называется гер тошав[8] («поселенец»), и ему разрешено жить в Земле Израиля.[9]
  8. Если человек принимает эти заповеди, потому что признает истину учения Моше, переданного через сынов Израиля, то его называют «праведником народов мира», и он получает в Мире Грядущем удел вместе с народом Израиля.[10]
  9. Человек, который исполняет эти заповеди не потому, что верит в Тору, а в качестве рациональной или моральной необходимости, считается «мудрецом народов мира».[11]
  10. Семь заповедей таковы: запрет идолопоклонства, запрет богохульства, запрет убийства, запрет прелюбодеяния, запрет воровства, запрет употребления в пищу частей от живого животного, установление справедливого суда.[12]
  11. Детали этих семи заповедей будут объяснены в следующих главах.
  12. Приведенные выше семь заповедей составляют основу учения Бней Ноах, однако оно содержит также много других разделов[13], чрезвычайно важных для жизни в приближении к Творцу, как, например, изучение Торы, молитва, благотворительность, исправление душевных качеств и многое другое. Они также будут перечислены ниже.
  13. Мы рассматриваем здесь только законы, касающиеся неевреев. Мы не будем приводить здесь те законы, которые касаются евреев в связи с народами мира.

[1] Берешит, 1:26-27. Этот вопрос широко обсуждается в раввинской литературе во всех поколениях. См. например, Маймонид, «Путеводитель растерянных», 1:1, Маѓараль из Праги, Дерех хаим («Путь жизни»), 3:14, Хавив ѓа-адам; рабби Хаим Виталь, Шеарей кдуша («Ворота святости»), 1:1.

[Обо всех упоминаемых в примечаниях произведениях и их авторах см. Приложение.]

[2] Берешит, 9:1-17; Санѓедрин, 56а-б; р. Йеѓуда Ѓалеви, Кузари, 3:73; Маймонид, Мишне Тора, «Законы царей», 9:1.

[3]Мишне Тора, «Законы царей», 8:10.

[4] Там же, 11. Разница между принятием и исполнением заключается в том, что, принимая заповеди, человек соглашается в душе с тем, что это обязательные заповеди, и что его будут судить в соответствии с ними. Исполняющий – это тот, кто фактически соблюдает эти заповеди.

[5] Мишне Тора, «Законы царей», 10:10 (некоторые не согласны с такой трактовкой этих понятий у Маймонида на основании «Законов царей», 9:9, но нам их возражения не кажутся убедительными, см. Мишне Тора, «Законы запрещенной пищи», 11:8).

[6] См. Дварим, 14; Мишна Хулин, 2:7.

[7] См. комментарий Ритба на Макот, 9а.

[8] Мишне Тора, «Законы царей», 8:10, и см. Авода Зара, 64б. Текст принятия заповедей перед тремя раввинами есть у бейт дина организации Брит олам.

[9] Мишне Тора, «Законы запрещенных связей», 14:7. Когда в Земле Израиля не соблюдаются юбилейные годы, этот закон соблюдается только частично, см. там же, п. 8, а также комментарий Раавада III на это место. А также в «Законах идолопоклонства», 10:6, комментарии Раавада III и рабби Йосефа Каро, Кесеф Мишне, там же.

[10] Мишне Тора, «Законы Царей», 8:11, и см. «Послание к раву Хасдаю ѓа-Леви», приписываемое Маймониду, издание рава Йосефа Шейлата, стр. 681.

[11] См. «Законы царей», там же; и см. Игрот ѓа-Реайя (сборник писем рава Кука), ч. 1, стр. 99-100.

[12]  Санѓедрин, 51а-б.

[13] См. Талмудическая Энциклопедия, приложение к статье «Бен Ноах».

Back to top button
Translate »