Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Глава 5. Защита жизни человека (запрет убийства)

Глава 5. Защита жизни человека (запрет убийства)

«Кто прольет кровь человека, того кровь прольется: ибо по образу Божию создал человека» (Берешит, 9:6).
«Не убивай» (Шмот, 20:13).

  1. Говорил раби Акива: «Возлюблен человек, потому что создан по образу».[1]
  2. Говорил раби Акива: «И возлюби ближнего своего, как самого себя,[2] – это великое правило в Торе».[3]
  3. Жизнь человека была дана ему Богом, и человек не имеет права лишать кого-либо жизни. Поэтому отнимающий жизнь у другого человека[4] или даже у себя самого[5] нарушает заповедь Творца.[6] За убийство суд Бней Ноах имеет право наказывать смертью.[7]
  4. Запрет убийства относится к лишению жизни, совершенному прямо, косвенно или через посланца. И хотя суд может приговорить к казни только за убийство, непосредственно совершенное убийцей, тот, кто сделал это непрямым путем, все равно является убийцей, и его судит за это Небесный суд.[8]
  5. Государство имеет право наказать также за убийство, за которое в соответствии с законом Торы не положено наказание.[9]
  6. Запрет убийства включает в себя запрет абортов[10] и эвтаназии.[11]
  7. Существуют ситуации, когда аборт разрешен, а именно, в течение первых сорока дней беременности,[12] а также, если жизни матери угрожает опасность. В каждом конкретном случае следует обратиться к раввину,[13] сведущему в этих вопросах.[14]
  8. Нельзя производить активные действия, чтобы прервать жизнь человека, страдающего от болезни, однако нет необходимости бороться за продление его жизни. Можно применять лекарства для облегчения его страданий, если применение этих лекарств непосредственно не влечет за собой смерти. Как только установлена смерть человека, приборы, поддерживающие его жизнь, могут быть отключены.[15]
  9. Даже в тех случаях, когда закон позволяет не продолжать лечение умирающего, реанимационные и поддерживающие дыхание приборы, а также оборудование, которое снабжает его питанием и жидкостью, не следует отключать до момента смерти. В любом случае сомнения следует принимать во внимание три составляющие: мнение пациента, (если он может его высказать), мнение врача и мнение раввина.[16]
  10. Изъятие органов для трансплантации у умершего человека после прекращения сердечной деятельности[17] или смерти мозга[18] допустимо и даже желательно.[19] Донорство органов от здорового человека, не подвергающее опасности донора, например, пересадка почки, допустимо и даже желательно.
  11. Врачу разрешено оперировать человека, даже если эта операция сопряжена с риском, ради спасения его жизни.[20]
  12. Ненамеренное убийство, то есть убийство по неосторожности, не подлежит наказанию смертной казнью. Но если человек считал, что убийство допустимо, то он подлежит наказанию.[21]
  13. Разрешено участие в войне в качестве солдата своего государства.[22]
  14. Если солдату грозит плен, и он знает, что в плену подвергнется пыткам, то ему разрешено покончить жизнь самоубийством.[23]
  15. Если человеку угрожают смертью, если он не убьет другого человека, ему не разрешено убивать даже под страхом смерти.[24]
  16. Бен Ноах, которого под страхом смерти принуждают к прелюбодеянию или идолопоклонству, может это сделать, и не обязан жертвовать своей жизнью, чтобы соблюсти заповедь.[25]
  17. Человеку разрешено убить того, кто преследует его с целью убийства, если нет другого способа спастись от него, однако если он может спастись, ранив преследователя, и тому подобное, то убивать его запрещено, а нужно ранить.[26]
  18. Если кто-то видит, как человек преследует другого с целью убийства, и он не может спасти преследуемого тем, что ранит преследователя, то он может убить его.[27]
  19. Если двое идут по пустыне и у одного из них есть достаточно воды, но только чтобы спасти себя самого, он не обязан отдавать воду другому, и спасение его жизни важнее спасения жизни другого.[28]
  20. Маймонид писал: «Хотя существуют другие грехи, более тяжелые, чем убийство, но ничто не разрушает жизнь в нашем мире так, как кровопролитие. Даже идолопоклонство, а тем более прелюбодеяние, несравнимо с кровопролитием. Эти преступления – между человеком и Всевышним, а кровопролитие – это преступление между человеком и человеком. И тот, кто совершил такой грех, – полный злодей, и все заповеди, которые он всю свою жизнь соблюдал, незначительны по сравнению с этим грехом и не спасут его от суда»[29].
  21. Нельзя наносить вред другому человеку: как мужчине, так и женщине, как большому, так и маленькому,[30] идет ли речь о травме, ране, ударе или о соблазнении[31] или изнасиловании.[32]
  22. Бьющий ближнего называется злодеем,[33] а нанесение удара еврею является особенно тяжелым нарушением[34].
  23. Разрешено убивать животных, причиняющих вред.[35]
  24. Не разрешается мучить животных, когда это не приносит никакой пользы.[36]
  25. Можно умертвить животное ради пользы для человека, например, ради еды,[37] одежды, исследования[38] и любой вещи, от которой есть польза, однако запрещено проявлять при этом жестокость ради собственного удовольствия.[39]
  1. Подобающее поведение
  1. Некоторые авторитеты запрещают Бней Ноах кастрацию мужчин или животных мужского пола,[40] и, хотя мнение принято не всеми, но желательно с ним считаться.[41]
  2. Естественная человеческая мораль обязывает спасать ближнего, находящегося в опасности.[42]
  3. Если Бен Ноах совершил ненамеренное убийство, даже если по закону ему не положено наказание, желательно, чтобы он оставил свое место жительства и уехал в другой город или другую страну.[43] В эпоху, когда в Израиле действуют законы города-убежища,[44] пришелец, убивший по ошибке, обязан переселиться в город-убежище.[45]
  4. Нельзя ранить себя или подвергать себя и других опасности,[46] если в этом нет никакой пользы, специальной нужды, например, ездить на слишком высокой скорости.
  5. Следует установить ограду на крыше, чтобы предотвратить опасность для людей, находящихся на ней.[47] Также желательно установить необходимое оборудование и все, что может быть полезным для предотвращения опасности для жизни.
  6. Следует остерегаться и не оставлять на дороге препятствия, из-за которого люди могут получить травму,[48] и правильно убрать имеющееся препятствие с дороги, там, где люди могут потерпеть от него ущерб.
  7. В соответствии с моральными нормами, запрет убийства включает запрет на любое поведение, которое укорачивает жизнь другого человека, – например, публичное оскорбление,[49] нанесение обиды, а также непорядочную коммерческую конкуренцию.[50]
  8. Не следует рассказывать плохое о человеке, даже если это правда,[51] а тем более, если это ложь.[52]
  9. Разрешается предавать гласности плохие поступки злодея, чтобы он не мог причинить вред другим людям, а также, чтобы помочь этому человеку исправиться.[53] А также, когда есть необходимость проверить пригодность человека для определенной должности, разрешено расспрашивать о нем,[54] и тому подобное.
  10. Да не будет человек ненавидеть ближнего тайно,[55] не раскрывая ему, что у него на сердце против него. А самое лучшее – не ненавидеть его вовсе.
  11. Не делай своему ближнему того, что ненавистно тебе.[56]
  12. Хотя Бней Ноах явно не запрещено напрасное семяизвержение,[57] это не считается подобающим поступком.[58] Однако для медицинских и репродуктивных целей это разрешено.[59]

[1] Мишна Авот, 3:13.

[2] Ваикра, 19:18.

[3] Сифра, Кдошим, 2:4. Слова раби Акивы подчеркивают универсальную ценность любви между человеком и его ближним. См. также рабби Хаим Виталь, Шеарей кдуша, 1:5; и рабби Пинхас-Элияѓу Ѓоровиц, Сефер ѓа-брит, ч. II, 13:5.

[4] Берешит, 9:5: «И от руки человека, от руки брата его взыщу душу человека»; и см. Раши, там; Бава кама, 91б, и см. рав Шмуэль бен Хофни Гаон на Берешит, 34:12.

[5] Берешит, 9:5: «Особенно же кровь вашей жизни взыщу»; см. Раши там; см. также Бава кама, 91б, и см. комментарий рава Шмуэля бен Хофни Гаона к Берешит, 34:12.

[6] Хотя заповедь «не убивай» (Шмот, 20:13) упомянута в десяти заповедях, данных сыновьям Израиля, она также обращена ко всему человечеству (рабби Ицхак Абарбанель в комментарии к этому стиху); и см. комментарий Кли якар к Шмот, 20:8.

[7] Берешит, 9:6: «того кровь прольется человеком»; и см. там арамейский перевод Онкелоса; Мишне Тора, «Законы царей», 9:4.

[8] Мишне Тора, «Законы об убийце», 2:2, в соответствии с мнением рабби Йоханана в Берешит раба, 34:13. Однако рабби Ханина там же, п. 14, считает, что такому убийце полагается казнь по земному суду, и так же постановил Меири в комментарии к Санѓедрин, 57б. И см. Шева мицвот ѓа-Шем, ч. 2, стр. 346, прим. 18.

[9] Мишне Тора, «Законы об убийце», 2:4. Этот закон, сформулированный по отношению к еврейскому царю, относится также к любому царству (власти).
Мы убрали все законы, которые относятся к вынесению смертного приговора или освобождению от смертной казни, так как это компетенция суда, а не отдельного человека.

[10] Берешит, 9:6: «Кто прольет кровь человека, человеком (можно также прочитать как «в человеке»)…» – мудрецы Израиля объясняли, что тут говорится также о человеке, который находится внутри другого человека, то есть о зародыше в чреве матери. См.  Санѓедрин, 57б.

[11] Мишне Тора, «Законы об убийце», 2:7, и «Законы царей», 9:4.

[12] Так как в это время зародыш еще не считается живым. См. Мишна Бхорот, 8:1; Мишне Тора, «Законы запрещенных связей», 10:2.

[13] Или мудрец из Бней Ноах, имеющий соответствующую квалификацию.

[14] Так как по этим вопросам есть много разногласий.

[15] См. Ѓалахическую Медицинскую Энциклопедию на слово «умирающий», п. 4, подробности законов.

[16] Там же, забота об умирающем в ѓалахе.

[17]  Йома, 85а.

[18] Постановление главного раввината Израиля от 1986 г. о том, что смерть мозга признается окончательной смертью человека.

[19] Ваикра, 19:16.

[20] Бава кама, 85а.

[21] Мишне Тора, «Законы царей», 10:1.

[22] Комментарий Нацива из Воложина Ѓаамек давар на Берешит, 9:5.

[23] Берешит раба, 34:13, это выводится там из того, как поступил царь Шауль.

[24] Санѓедрин, 74а; Йерушалми, Шабат, конец гл. 14, и Йерушалми, Авода зара, 2:2; и см. в Парашат драхим, Дерех ѓа-атарим, толкование 2, со слов «Однако на основании сказанного…».

[25] Мишне Тора, «Законы царей», 10:2, и см. выше, 3:16.

[26] Мишне Тора, «Законы царей», 9:4.

[27] Минхат хинух, заповедь 296, п. 5.

[28] Бава меция, 62а.

[29] Мишне Тора, «Законы об убийце», 4:9.

[30] Физическое наказание, от которого есть воспитательная польза для детей, не входит в этот запрет. Тем не менее, следует остерегаться, чтобы не делать этого в состоянии гнева или поддаваясь какому-либо другому дурному побуждению (Мишне Тора, «Законы знаний», 2:3; Ѓа-Гра, Эвен Шломо, 6:4).

[31] Комментарий Нахманида на Берешит, 34:12; респонсы Хатам Софера, 6:14.

[32] Поскольку запрет изнасилования является законом, по мнению Нахманида (на Берешит, 34:13), или потому, что изнасилование считается грабежом, по мнению Минхат хинух, заповедь 35:22. А также по определению запрещенных связей (Берешит раба, 80:6).

[33] Санѓедрин, 58б; Мишне Тора, «Законы о нанесении повреждений», 5:1-2.

[34] Санѓедрин, там же; и см. Мишне Тора, «Законы царей», 10:6.

[35] Кицур Шульхан арух рабби Шломо Ганцфрида, 191:1.

[36] См. Шмот, 23:5, комментарий Тосафот на Авода зара, 11а; и см. респонсы рабби Яакова-Зеева Каѓана Толдот Яаков, Йоре деа, 33, со слов «Поэтому…».

[37] Берешит, 9:3.

[38] Рабби Яаков Рейшер, Швут Яаков, 3:71.

[39] См. Хулин, 85б, история про рабби Хию, а также Кицур Шульхан арух, там же.

[40] Мнение рабби Хидки в Санѓедрин, 56б; и см. Мишне Тора, «Законы запрещенных связей», 16:13 (в соответствии с комментарием рабби Моше Митрани Кирьят сефер, а не так, как понимает Магид мишне), и в Сефер мицвот гадоль, «Запреты», 120.

[41] См. Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 5, в конце; и Бейт Шмуэль, там же; и см. рав Шмуэль бен Хофни Гаон на Берешит, 34:12.

[42] Для евреев это заповедь: «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» (Ваикра, 19:16).

[43] Мишне Тора, «Законы раскаяния», 2:4; «Законы об убийце», 5:1. Поскольку тот, кто выслан из своего места жительства, приравнивается к мертвому и таким образом искупает свои поступки (см. Санѓедрин, 37б).

[44] Шмот, 21:13; Бемидбар, 35:9-34; Дварим, 4:41-42, 19:2-10.

[45] Бемидбар, 35:15; Мишне Тора, «Законы об убийце», 5:3. По поводу определения понятия гер тошав см. выше, 1:7.

[46] Мишне Тора, «Законы об убийце», 11; «Сохранение жизни»», 11.

[47] Дварим, 22:8; и см. Рокеах (Элиэзер бен Йеѓуда бен Калонимос из Вормса), 366.

[48] Дварим, там же; Шульхан арух, Хошен мишпат, 427:8.

[49] Бава меция, 58б.

[50] Бава батра, 21б.

[51] Теѓилим, 50:16-20; Мишне Тора, «Законы знания», 7:2.

[52] Дварим, 22:13-19; Арахин, 15б.

[53] Хафец Хаим (рабби Исраэль-Меир Коѓен), «Законы злоязычия», 4:7.

[54] Там же, 11.

[55] Ваикра, 19:17.

[56] Шабат, 31а; Товья, 4:16.

[57] Однако по некоторым мнениям это запрещено, см. следующее примечание.

[58] Берешит, 6:12, 38:9-10; и см. комментарий Тосафот к Санѓедрин, 59б; Шеильтот рава Ахая Гаона, 165; и см. комментарий Мишне ла-мелех на Мишне Тора, «Законы царей», 10:7.

[59] Шеильтот Яавец, 1: 43; респонсы Ѓар цви, ч. 4 (Эвен ѓа-эзер, 1), 6.

Глава 6. Семья

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею» (Берешит, 1:27-28).
«И сказал человек: на этот раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (Берешит, 2:23-24).
«И нарек Адам имя жене своей Хава, ибо она была матерью всех живущих» (Берешит, 3:20).

Плодиться и размножаться[1]

Когда Бог создал человека мужчину и женщину, сказано[2]: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею». И после потопа Он благословил Ноаха и его сыновей, как написано[3]: «И благословил Бог Ноаха и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит, 9:1). Потому что Всевышний хотел, чтобы размножился человеческий род, как сказано у пророка[4]: «Не для хаоса сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить»[5] (Йешаяѓу, 45:18).

Наши мудрецы говорили[6]: «Каждый, кто не выполняет заповедь плодиться и размножаться, подобен проливающему кровь и подобен умаляющему подобие Бога. И у того, у кого нет женщины, нет у него радости, нет благословения, нет добра, и нет мира, нет Торы и нет защитной стены. И он вообще не называется человеком,[7] как сказано: «Мужчину и женщину сотворил их…, и назвал их именем Адам».[8]

Любовь

  1. Любовь между мужем и женой является одним из самых высоких проявлений и человеческой, и божественной морали.[9]
  2. Заповедь «И люби ближнего твоего, как самого себя» реализуется, прежде всего, между супругами.[10]
  3. Желательно, чтобы брак между мужчиной и женщиной был заключен с помощью публичной церемонии, такой как обручение и свадьба.[11] Брак считается окончательно установленным и обязывающим после осуществления интимной близости между супругами.[12]
  4. Мужчина и женщина, между которыми есть взаимная любовь, доверие и уважение, любимы и желанны Творцу.[13]
  5. Следует особенно прилагать усилия для развития наполненных любовью отношений между супругами в первый год брака.[14]

Развод

Если, не дай Бог, отношения между супругами не сложились, их можно расторгнуть по решению одного из них. Желательно оформить развод мужа и жены официально перед одним из представителей общины. Их решение о разводе должно быть записано в совместном документе, и муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Теперь ты разведена со мной и разрешена любому человеку», или жена скажет: «Теперь я не связана с тобой и разрешена любому человеку»[15].

Подобающее поведение
  1. Следует избегать ситуации, когда мужчина находится в закрытом помещении с женой другого человека, если в это время никто не может туда зайти[16].
  2. Скромность одежды сохраняет человеческое достоинство, особенно это касается женщин, а более всего – замужних женщин. Придерживаться скромности в одежде – это возвышенное свойство души.[17] Поэтому также стоит воздерживаться от ношения одежды, принятой у противоположного пола.[18]
  3. В брачное соглашение желательно включить обязательство мужа заботиться о благополучии своей жены.[19]
  4. Желательно воздерживаться от нескромных зрелищ.[20]
  5. Да не возжелает человек жены своего ближнего.[21]
  6. Если Бней Ноах хотят соблюдать законы чистоты семейной жизни (законы ниды) подобно тому, как это делают евреи, им это разрешено.[22]

Чистота интимной жизни

Бней Ноах запрещены интимные отношения, перечисленные ниже, и они несут наказание за них [23]:

  1. С матерью.
  2. С женой отца, даже если она не мать этому человеку, и даже после смерти его отца.
  3. С замужней женщиной.
  4. С сестрой по матери.
  5. С мужчиной
  6. С животными

Все эти запреты равно относятся к людям обоих полов.

Подобающее поведение
  1. Помимо этих запретов, желательно воздерживаться от всех запрещенных связей, перечисленных в Торе, Ваикра,[24] названных «ханаанской мерзостью», а также от связи женщины с женщиной.[25]
  2. Мудрецы восхваляли народы за то, что, хотя среди них существует мужеложство, тем не менее, они не узаконили его официально.[26]
  3. Суд Шема, сына Ноаха, постановил, что проституция запрещена.[27]
  4. Еврею запрещено вступать в связь с Бат Ноах, а также еврейке запрещается вступать в связь с Бен Ноах.[28]
  5. Не следует употреблять грубые слова в вопросах, связанных с интимными отношениями[29].

[1] Относительно обязанности Бней Ноах плодиться и размножаться см. респонсы рава Ахая Гаона, 165; и комментарий Тосафот на Санѓедрин, 59б; а также Асара маамарот, Хикур дин, 3:21. У женщины нет обязанности плодиться и размножаться (Мишна Йевамот, 6:6; Мишне Тора, «Законы близости», 15:2).

[2] Берешит, 1:28.

[3] Берешит, 9:1.

[4] Йешаяѓу, 45:18.

[5] Из Арох ѓа-шульхан (рабби Йехиэль-Михл Эпштейн), Эвен ѓа-эзер, 1; и в Мишне Эдуйот 1:13: «Мир создан исключительно для того, чтобы плодиться и размножаться».

[6] Йевамот, 63б.

[7] Берешит, 5:2.

[8] Йевамот, 62б.

[9] Малахи, 2:14.

[10] См. Кидушин, 41а.

[11] Порядок свадьбы и рекомендуемый текст брачного договора (ктубы) см. в молитвеннике Брит олам.

[12] Мишне Тора, «Законы царей», 9:7 (из слов Маймонида там следует, что у Бней Ноах есть обручение и свадьба).

[13] Сота, 17а: «Если они удостоились, то Божественное присутствие (Шхина) пребывает между ними».

[14] Дварим, 24:5.

[15] В соответствии с Мишне Тора, «Законы царей», 9:8, приводится в сидуре Брит олам.

[16] Авода зара, 36б.

[17] См. Мишне Тора, «Законы царей», 9:8, относительно покрывания головы замужней женщиной.

[18] Дварим, 22:5.

[19] Берешит, 34:12; Шмот, 21:10; и см. Мишна Ктубот, 9:9,в конце.

[20] Бемидбар, 15:39.

[21] Шмот, 20:14.

[22]См. рабби Исраэль-Меир ѓа-Коѓен, Биур ѓалаха, Орах хаим, 304; и см. ниже, гл. 13.

[23] Мишне Тора, «Законы Царей», 9:5.

[24] Гл. 18 и гл. 20; и см. Санѓедрин, 57б.

[25] Это входит в запрет Торы: «По обычаям земли египетской, в которой вы жили, не поступайте» (Ваикра, 18:3); и см. Сифра, Ахарей мот, 9; и Мишне Тора, «Законы запрещенных связей», 21:8.

[26] Хулин, 92б, и комментарий Раши, там, о том, что не пишут брачного соглашения (ктубы) мужчине.

[27] См. Авода зара, 36б.

[28] Мишне Тора, «Законы о запрещенных связях», 12:1.

[29] Шабат, 33а.

Back to top button
Translate »