Глава 2. Основные принципы
Глава 2. Основные принципы
«И говорил Бог все слова эти, сказав» (Шмот, 20:1).
- Воля Творца открывается людям через канал пророчества.[1]
- Вершина пророческого откровения – это Дарование Божественной Торы «с Небес от Бога».[2]
- Если человек утверждает, что он пророк, и говорит, что он был послан Богом для наставления людей, нужно обратиться к мудрецам Израиля, чтобы определить истинность его пророчества, и в какой степени есть обязанность следовать его словам.[3]
- Все заповеди, которые следуют из естественного нравственного чувства, здравого смысла и честного поведения, обязательны для Бней Ноах.[4]
- Неевреи не должны устанавливать для себя религиозные заповеди без согласования с еврейскими мудрецами.[5]
- Освоение мира, включающее в себя технологический прогресс, расширение знаний, улучшение нравственности и заботу о совершенстве творения, имеет огромное значение для существования мира в соответствии с волей Бога.[6]
- Некоторые из еврейских мудрецов полагают, что практические законы Бней Ноах, относящиеся к различным частным случаям[7] и не упомянутые в Талмуде или в кодексах, должны решаться по аналогии с еврейским законодательством[8], другие же считают, что мудрецы из Бней Ноах могут в этих случаях выносить собственные законодательные решения[9]. Правильно следовать этому второму мнению.[10]
- Принятые в еврейском законе меры («размером с оливу», «размером с яйцо», и тому подобное) не являются обязательными для Бней Ноах.[11]
- Маленький ребенок[12] Бен Ноах не обязан соблюдать заповеди.[13]
- Глухонемой от рождения и любой человек, лишенный разума, освобождены от соблюдения заповедей.[14] Однако в наше время глухонемой считается разумным.
- Бней Ноах не обязаны жертвовать жизнью ради соблюдения заповедей,[15] за исключением заповеди «не убивай».[16] Однако, если кто-то готов пожертвовать жизнью, но не нарушить заповедь, он может это сделать, и в таком случае он считается «освятившим Его Имя»[17].
- Дополнительные ограничения и заповеди, добавленные мудрецами для евреев (диврей софрим), не обязательны для Бней Ноах.[18]
- Мудрецы Бней Ноах, признанные в своем народе достаточно авторитетными для того, чтобы выносить решения и судить в их судах, должны хорошо разбираться в этих семи заповедях, а также в обычаях и образе мыслей своего народа.[19]
- Законы Бней Ноах относятся как мужчинам, так и к женщинам.
- В случае сомнения в законе в отношении Бней Ноах идут по облегчающему мнению.[20]
- Бен Ноах, ненамеренно нарушивший какую-то заповедь, свободен от наказания.[21]
- 27 мархешвана – это день, когда Ноах вышел из ковчега[22] и получил заповеди Бней Ноах.[23] Поэтому в некоторых общинах Бней Наох отмечают этот день как «праздник народов».[24]
[1] Берешит, 2:16-17; Мишне Тора, «Законы основ Торы», 7:1.
[2] См. Комментарий Маймонида к Мишне Санѓедрин, 10:1.
[3] Мишне Тора, «Законы основ Торы», 7:10.
[4] Предисловие рава Нисима Гаона к Талмуду. См. Хулин, 92а; Талмудическая Энциклопедия, приложение к главе «Бен Ноах»; комментарий Нахманида к Берешит, 6:13; комментарий Хизкуни к Берешит, 7:21. См. также рабби Хаим из Воложина, Руах хаим («Дух жизни», комментарий к Мишне Авот), 5:10, со слов «Ибо Мне…», и рав Кук, Эц ѓадар, пп. 1 и 40.
[5] Мишне Тора, «Законы царей», 10:9; комментарий Меири на Санѓедрин, 10а.
[6] Йешаяѓу, 45:18; Йерушалми, Брахот, 9:2, в конце ѓалахи; Берешит раба, 39:8, в конце; Нахманид на Берешит, 1:28; и см. Рема ми-Фано в книге Асара Маамарот («Десять Речений»), «Исследование суда», 3:21; Эц ѓадар, 2.
[7] Например, какие именно растения запрещено выращивать на одном поле, в каком точно возрасте ребенок считается взрослым, и т.д.
[8] Респонсы Рама (рабби Моше Иссерлес), где он поддерживает точку зрения рабби Ицхака, а не точку зрения рабби Йоханана; респонсы Хатам Софера (рабби Моше Софер) в отношении Хошен мишпат, 91, со слов «И что…»; рабби Яаков из Лиссы, Нахалат Яаков, 2, «Респонсы», 3; респонсы рабби Авраѓама Бурштейна из Сохачева Авней незер на Хошен мишпат, 55, со слова «Поэтому…»; рав Йосеф-Цви ѓа-Леви, Зера ѓа-арец («Семя земли»), стр. 242-243.
[9] Мишне Тора, «Законы царей», 9:14; Нахманид на Сефер мицвот («Книга Заповедей»), 14, в конце; рабби Хаим из Воложина, Руах хаим, 5:10; Маѓарам Шик, респонсы Орах Хаим, 142, со слов «И теперь»; Нацив из Воложина (рав Цви-Йеѓуда Берлин), Ѓаамек шеела, 2:3; рав Яаков Эттлингер, респонсы Биньян Цион, 127; рав Кук, Эц ѓадар, 1, и Мишпат коѓен, 13; рав Йосеф-Элияѓу Ѓенкин, Лев ибра, стр. 125.
[10] Более подробно см. «Законы Бней Ноах» в книге рава профессора Нахума Раковера Шильтон ѓа-хок бе-Исраэль («Власть закона в Израиле»), стр. 34-40.
[11] Мишне Тора, «Законы царей», 9:10, и см. Эц ѓадар, 1, о смысле этого.
[12] Маленький ребенок – это тот, кто не достиг возраста, в котором, по мнению мудрецов этого народа, человека можно считать разумным. См. респонсы Хатам Софера, Йоре деа, 317; Йосеф-Шауль Натанзон, респонсы Шоэль у-мешив («Спрашивающий и отвечающий»), Тиньяна, 1:14; Эц ѓадар, 1.
[13] Мишне Тора, «Законы царей», 10:2.
[14] Там же.
[15] Йерушалми, Швиит, 4:2; Мишне Тора, «Законы царей», 10:2; и см. ниже, 3:16.
[16] Санѓедрин, 74а; Йерушалми, Шабат, конец гл. 14; Йерушалми, Авода зара, 2:2; рабби Йеѓуда Розанес, респонсы Парашат драхим, Дерех ѓа-атарим, 2, со слов «Однако согласно сказанному…».
[17] См. Мильхамот ѓа-Шем, комментарий Нахманида к Санѓедрин, конец гл. 8; и см. Парашат драхим, Дерех ѓа-атарим, 2, в конце.
[18] Респонсы Хатам Софера, 6:25; рабби Шмуэль Кайдановер, Респонсы Эмунат Шмуэль, 14; Эц ѓадар, 1.
[19] Санѓедрин, 57б.
[20] Эц ѓадар, 1.
[21] Мишне Тора, «Законы царей», 10:1; Нахманид на Макот, 9а, не совпадает с мнением Раши в этом месте.
[22] Берешит, 8:14-16.
[23] Там же, 9:1-7.
[24] Предложение сделать это праздником для Бней Ноах было приведено в молитвеннике Брит олам.