Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Приложение

Приложение

Источники

Авней незер («Камни венца») – сборник респонсов рабби Авраѓама Бурштейна из Сохачева, состоит из четырех разделов в соответствии с разделами Шульхан арух.

Амуд ѓа-емини («Правый столб») – сбоник статей и респонсов рава Шауля Исраэли.

Арбаа Турим, Тур («Четыре столбца») – кодекс еврейского закона, написанный известным ѓалахическим авторитетом рабби Яаковом бен Ашером. Этот труд лег в основу Шульхан аруха. Состоит из четырех разделов.

Арох ѓа-шульхан («Накрой стол») – ѓалахический труд рава Йехиэля-Михла Эпштейна, построенный в порядке разделов Шульхан арух.

Арух ла-нер («Накрыт для светильника») – комментарий рава Яакова Эттлингера к Талмуду.

Асара Маамарот («Десять трактатов») – сборник каббалистических трактатов Рема ми-Фано (рабби Менахема-Азарьи из Фано).

Беер Мирьям («Колодец Мирьям») – труд, посвященный Законам царей, рава Давида-Ицхака, сына рава Мордехая-Лейба Мана.

Бейт ѓа-бхира («Дом избрания») – комментарий к Талмуду рабби Менахема Меири, XIII век.

Бейт ѓа-леви («Дом левита») – сборник работ рава Йосефа-Дова ѓа-Леви Соловейчика.

Бейт Шмуэль («Дом Шмуэля») – комментарий на раздел Эвен ѓа-эзер Шульхан аруха рабби Шмуэля бен Ури-Шраги-Файвуша.

Биньян Цион («Построение Сиона») – сборник респонсов рава Якова Эттлингера.

Биур ѓалаха («Разъяснения ѓалахи») – пояснения рабби Исраэля-Меира ѓа-Когена к его труду Мишна Брура (комментарий к разделу Орах Хаим Шульхан аруха). В нем Хафец Хаим разбирает различные мнения по поводу законов, приведенных им в Мишна Брура.

Ѓаамек Давар («Углубись в дело») – комментарий на Тору рава Нафтали-Цви-Йеѓуды Берлина.

Ѓаамек Шеела («Углубись в вопрос») – сочинение рава Нафтали-Цви-Йеѓуды Берлина (Нацив из Воложина), написанное им на книгу шеильтот («вопросов») рава Ахая Гаона. 1855 г.

Ѓар цви («Прекрасная гора») – серия книг рава Цви-Песаха Франка, включающая в себя сборник респонсов, комментарии на Талмуд, комментарии на Мишне Тора и Шульхан арух и комментарии к Торе.

Ѓа-рокеах («Зельевар») – ѓалахический труд рабби Эльазара из Вормса, включающий законы, обычаи и их смысл в соответствии с традицией Тосафот.

Гвурот ѓа-Шем («Подвиги Всевышнего») – труд Маѓараля из Праги, посвященный Исходу из Египта. 1582 г.

Дерех хаим («Путь жизни») – комментарий на Мишну Авот Маѓараля из Праги, издано при жизни автора в 1589 г.

Зера Авраѓам («Потомство Авраѓама») – респонсы рава Менахема Земба. Напечатаны в 1949 г. в Нью Йорке.

Зера ѓа-арец («Семя земли») – Труд рава Йосефа-Цви ѓа-Леви, посвященный законам смешения различных видов деревьев.

Игрот ѓа-реая («Письма Реайа») – сборник писем рава Авраѓама-Ицхака ѓа-Коѓена Кука. Включает в основном письма, посвященые общественным вопросам, но также и ѓалахические постановления.

Игрот Моше («Послания Моше») – сборник респонсов рава Моше Файнштейна.

Исраэль ве-эношут («Израиль и человечество») – центральное сочинение рава Элияѓу Бен-Амозега, первоначально написанное на французском языке. Бен-Амозег анализирует отношения между народом Израиля и народами мира в соответствии с тем, как они представлены в Танахе.

Йехаве даат («Да выскажет мнение») – сборник респонсов рава Овадии Йосефа.

Яд пшута («Протянутая рука») – подробный комментарий к Мишне Тора Маймонида, написанный главой армейской ешивы Маалэ Адумим Биркат Моше равом Нахумом-Элиэзером Рабиновичем. В написании и редакции участвовали также раввины и ученики этой ешивы.

Яд рама («Высшая длань») – комментарий к Талмуду рабби Меира бен Тодроса ѓа-Леви Абулафии.

Кад ѓа-кемах («Кувшин муки») – комментарий к Торе рабейну Бахьи бен Ашера.

Кирьят мелех («Город царя») – список источников к Мишне Тора рава Хаима Каневского.

Кирьят сефер («Город книги») – комментарий на Маймонида рабби Моше Митерани, Венеция, 1551 г.

Кузари («Хазарин») – философское произведение рабби Йеѓуды Ѓалеви. Книга представляет собой диалог хазарского царя и еврейского мудреца. Написана около 1140 года на арабском языке, была переведена на иврит Йеѓудой Ибн-Тибоном.

Лев ибра («Тридцать две главы») – сборник респонсов рава Йосефа-Элияѓу Ѓенкина.

Ле-ор ѓа-ѓалаха («В свете ѓалахи») – книга рава Шломо-Йосефа Зевина, проясняющая основы ѓалахических постановлений по многим важным вопросам.

Маргалиот ѓа-ям («Жемчужины моря») комментарий рава Реувена Маргалиота на трактат Санѓедрин.

Месилат йешарим («Стезя праведных») – труд рабби Моше-Хаима Луцатто, посвященный вопросам нравственного совершенства на пути приближения к Всевышнему.

Мешех хохма («Притяжение мудрости») – комментарии к Торе рабби Меира-Симхи ѓа-Коѓена из Двинска.

Мильхамот ѓа-Шем («Войны Господа») – комментарий Нахманида к Санѓедрин.

Минхат хинух («Дар просвещения») – комментарий рабби Йосеф Бабада на Сефер ѓа-хинух, обсуждающий приведенные в ней заповеди в свете постановлений Талмуда и других источников.

Мишне Тора («Повторение Торы»), или Яд хазака («Сильная рука») – первый полный кодекс еврейского закона, составленный Маймонидом.

Мишпат коѓен («Суд коѓена») – сборник респонсов рава Кука.

Мишпетей Узиэль («Вердикты Узиэля») – сборник респонсов рава Бен-Циона Меира Хая Узиэля, расположенных в соответствии с разделами Шульхан аруха.

Море невухим («Путеводитель Растерянных») – основной философский труд крупнейшего средневекового еврейского законоучителя и философа Маймонида. Написан на еврейско-арабском языке в XII веке.

Нахалат Яаков («Наследный удел Яакова») – произведение рабби Яакова из Лиссы, включает комментарии к Торе и ѓалахические постановления.

Нода бе-Йеѓуда («Известный в Иудее») – книга респонсов, напечатана в 1776 г, одна из важнейших в тот период. Названа раби Йехезкелем Ландау по имени его отца.

Парашат драхим («Перекресток») – сочинение рава Йеѓуды Розанеса.

При магадим («Лакомый плод») – комментарий на Шульхан арух рабби Йосефа бар Меира Теомим. 1786 г.

Руах хаим («Дух Жизни») – комментарий рава Хаима из Воложина к Мишне Авот.

Сде хемед («Милое поле») – книга рава Хаима-Хизкияѓу Медини, своего рода талмудическая энциклопедия, содержащая множество ответов по вопросам законодательства как ашкеназских, так и сефардских авторитетов. Построена по алфавитному принципу. 1890-1912 гг.

Седер ѓа-йом («Порядок дня») – ѓалахическое и каббалистическое сочинение рабби Моше бен Макира, посвященное порядку жизни человека. 1599 г.

Сефер ѓа-брит («Книга завета») – книга рава Пинхаса-Элияѓу Ѓорвица, охватывает вопросы веры, закона, морали, каббалы, природы, философии, науки и техники. 1797 г.

Сефер ѓа-хинух («Книга просвещения») – книга, описывающая все 613 заповедей Торы в соответствии с перечислением, принятым автором. Книга написана в XIII веке и продолжает традицию других трудов, перечисляющих заповеди. В отличие от других подобных книг, в Сефер ѓа-хинух приводятся еще и смысл заповеди, законы и наказание нарушающим ее.

Сефер мицвот гадоль, СМАГ («Большая книга заповедей») – сочинение, объясняющее основы 613 заповедей на основе Талмуда и постановлений законодателей. Была написана рабби Моше из Куси в 1250 году, впервые напечатана в 1488 году.

Сефер мицвот ле-Рамбам («Книга заповедей Маймонида») – сочинение Маймонида, включает в себя список 613 заповедей – 248 повелевающих заповедей и 365 запретов. Списку заповедей предшествует вступление, в котором Маймонид приводит 14 «корней» (основ), на основе которых он строит список заповедей.

Сефер хасидим («Книга праведных») – важнейший труд, созданный в кругу мистиков немецкого хасидизма (1150 – 1250). Сборник составлен рабби Йеѓудой ѓэ-Хасидом, а также его отцом рабби Шмуэлем ѓэ-Хасидом и его учеником, рабби Эльазаром из Вормса (Рокеах). Содержит толкования Торы, законы и обычаи, отражающие философский подход ее создателей.

Сефер эшколь («Книга грозди») – ѓалахическое сочинение рабби Авраѓама бен Ицхака из Нарбонны (Раавад II).

Сифтей коѓен, ШАХ («Уста коѓена») – комментарий рабби Шабтая бен Меира ѓа-Коѓена на Шульхан арух. XVII в.

Сридей эш («Остатки огня») – сборник респонсов рава Йехиэля-Яакова Вайнберга.

Толдот Яаков («Порождения Яакова») – респонсы рабби Яакова-Зеева Коѓана, Вильнюс, 1907 г.

Томер Двора («Пальма Дворы») – каббалистическое сочинение рабби Моше Кордоверо, посвященное вопросам морали, XVI в.

Торат ѓа-Шем тмима («Тора Господня совершенна») – проповедь Нахманида, возвышающая и восхваляющая Тору. Была произнесена в Большой Синагоге Барселоны после окончания «диспута Нахманида».

Урим ве-тумимУрим и тумим») – комментарий рабби Йеѓонатана Эйбешюца на Шульхан арух.

Хафец хаим («Желающий жизни») – основополагающий труд по законам злословия рабби Исраэля-Меира ѓа-Коѓена.

Хелькат Йоав («Удел Йоава») – сборник респонсов рава Йоава-Йеѓошуа Вайнгартена на четыре раздела Шульхан аруха. 1903 г.

Хемдат Исраэль («Прелесть Израиля») – сочинение рава Меира-Дана Плоцкого. Первая часть – комментарии к Книге Заповедей Маймонида, вторая часть – комментарии к Талмуду и Шульхан аруху. 1903 г.

Швут Яаков («Жительство Яакова») – респонсы рабби Яакова Рейшера. 1733 г.

Шеарей кдуша («Ворота Святости») – книга рава Хаима Виталя, в основе которой лежит учение Аризаля.

Шева мицвот ѓа-Шем («Семь заповедей Всевышнего») – труд рава Моше Вайнера о законах Бней Ноах, написан в стиле Шульхан аруха. 2008 г.

Шильтон ѓа-хок бе-Исраэль («Власть закона в Израиле») – книга рава профессора Нахума Раковера.

Шмона праким («Восемь глав») – сочинение Маймонида, предисловие к его комментарию на Мишну Авот.

Шоэль у-мешив («Спрашивающий и отвечающий») – сборник респонсов рабби Йосефа-Шауля Натанзона в шести томах, 1879 г.

Шульхан арух («Накрытый стол») – кодекс практических положений Устного Закона, составленный в XVI веке рабби Йосефом Каро.

Эмунат Шмуэль («Вера Шмуэля») – сборник респонсов рабби Шмуэля Кайдановера.

Эц ѓадар («Цитрусовое дерево») – ѓалахическое сочинение рава Кука на тему кошерности этрогов (цитронов).

Ям шель Шломо («Купель Шломо») – сочинение Маѓаршаля, сборник ѓалахических решений, которые приведены в соответствии с порядком трактатов Талмуда. XVI в.

Яфе маре («Красивый видом») – комментарий к мидрашам Иерусалимского Талмуда рабби Шмуэля-Яфе Ашкенази.

Авторы

Рабби Авраѓам Бурштейн из Сохачева (1838 – 1910) – хасидский лидер и основатель Сохачевского хасидского направления. Известен как один из крупнейших польских авторитетов и законодателей.

Рабби Авраѓам Ибн-Эзра (1089 – 1164 или 1092 – 1167) – поэт, грамматист, библейский комментатор и философ в Золотой век испанского еврейства.

Рав Авраѓам-Дов Каѓане Шапиро (1870 – 1943) – последний раввин общины Каунаса, один из крупнейших законодателей XX века. Умер от болезни в Каунасском (Ковенском) гетто.

Рав Авраѓам-Ицхак ѓа-Коѓен Кук (1865 – 1935) – раввин, мыслитель, каббалист и общественный деятель начала XX века. Раввин Яффo (1904 – 1914) и Иерусалима (1920 – 1921). Первый главный ашкеназский раввин Страны Израиля (1921 – 1935).

Рабби Аѓарон-Шмуэль Кайдановер, Маѓаршак (1624 – 1676) – автор книг по ѓалахе и Талмуду.

Рабейну Бахья бен-Ашер Ибн-Халауа (1255 – 1340) – судья, мыслитель и философ из города Сарагоса в мусульманской Испании в Золотой век испанского еврейства.

Рав Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1880 – 1953) – «Ришон ле-Цион», первый сефардский Главный Раввин Государства Израиль.

Ѓа-Гра, рав Элияѓу бен Шломо-Залман, Виленский Гаон (1720 – 1797) – раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.

Рав Ѓай Гаон (939 – 1038) – последний из Вавилонских гаонов, глава ешивы Пумбедиты. Сын рава Шриры Гаона. Дал тысячи ответов на вопросы во всех областях иудаизма, которые присылали ему евреи из Азии, Европы и Северной Африки.

Рав Давид-Ицхак бен Мордехай-Лейб Ман (1944 – 2012) – глава ешивы Кнессет Хизкияѓу.

Рабби Иссахар бар Эйлинбург (1550 – 1623) – польско-итальянский раввин второй половины XVI и начала XVII вв. Раввин Гориции и Фриули в Италии, в конце жизни раввин в Праге.

Рабби Ицхак Абарбанель (1437 – 1508) – государственный деятель, философ, комментатор Танаха. Один из крупнейших еврейских лидеров Пиренейского полуострова. Прилагал много усилий для отмены изгнания евреев из Испании, которые не увенчались успехом. Был министром финансов в королевстве Португалии, Кастилии, Арагона и Неаполя.

Рабби Шломо-Эфраим из Лунтшица (1540 – 1619) – известен под именем Кли якар, по названию его комментария к Торе. Равин ешивы в Праге параллельно с Маѓаралем.

Рав Ицхак Шейлат (род. 1946) – один из основателей ешивы Биркат Моше в Маале-Адумим, исследователь, переводчик и редактор изданий Маймонида.

Рабби Йеѓонатан Эйбешюц (1690 – 1764) – раввин, каббалист, знаток Талмуда, глава пражской ешивы и крупный законодатель.

Рабби Йеѓуда Ѓалеви (1075 – 1141) – крупнейший средневековый еврейский поэт и философ.

Рав Йеѓуда Розанес (1657 – 1727) – раввин Константинополя, автор комментария Мишне ла-мелех на Мишне Тора Маймонида (XVII в).

Рабби Йеѓуда Хасид из Регенсбурга (1140 – 1217) – основоположник направления «Хасидей Ашкеназ», еврейского мистического движения в средневековой Германии.

Рав Йеѓуда-Леон Ашкенази, Маниту (1922 – 1996) – еврейский философ и каббалист, один из ведущих преподавателей иудаизма во Франции после II Мировой войны.

Рабби Йехезкель Ландау (1713 – 1793) – один из крупнейших раввинов XVIII века. Главный раввин Праги, лидер еврейства Богемии и крупный ѓалахический авторитет.

Рав Йехиэль-Михл Эпштейн (1829 – 1908) – раввин Новардока (Новогрудок), законодатель и автор труда Арох ѓа-шульхан по четырем разделам Шульхан аруха.

Рав Йехиэль-Яаков Вайнберг (1884 – 1966) – раввин, доктор философии, последний глава Берлинской раввинской школы, известный законодатель, автор сборников респонсов.

Рав Йоав-Йеѓошуа Вайнгартен (ок. 1845 – 1922) – раввин г. Коньске в Польше.

Рабби Йосеф Бабад (1801 – 1874) – раввин и законадатель в Галиции, был председателем раввинского суда в Тернополе. Известен в основном своим трудом Минхат хинух.

Рабби Йосеф бар Меир Теомим (1727 – 1792) – раввин Франкфурта-на-Одере. Один из ведущих комментаторов Шульхан аруха.

Рабби Йосеф Каро (1488 – 1575) – крупнейший раввин и законоучитель XVI века, автор основополагающего кодекса ѓалахических предписаний Шульхан арух.

Рав Йосеф-Дов ѓа-Леви Соловейчик (1903 – 1993) – один из крупнейших ѓалахистов и еврейских мыслителей XX века. Лидер ортодоксального еврейства США.

Рав Йосеф-Цви ѓа-Леви (1874 – 1960) Председатель раввинского суда Тель-Авива и Яффо. Лауреат премии Израиля в области литературы, посвященной вопросам Торы. Дважды получал премию рава Кука.

Рабби Йосеф-Шауль Натанзон (1810 – 1875) – раввин Лемберга (ныне Львов), один из самых выдающихся авторов респонсов в еврейском мире того времени.

Рав Йосеф-Элияѓу Ѓенкин (1881 – 1973) – выдающийся еврейский законодатель в США, автор актуальных ѓалахических постановлений.

Маѓараль из Праги, рабби Йеѓуда-Либа бен Бецалель (1512 (?) – 1609) – крупнейший раввин и ѓалахический авторитет, мыслитель и ученый XVI века. Обладал обширными познаниями не только в области Торы, но и в области многих светских наук.

Маѓарам Шик, рав Моше Шик (1807 – 1878) – крупный еврейский законодатель своего времени, живший в Венгрии, ученик Хатам Софера.

Маймонид, Рамбам, рабби Моше бен Маймон (1135/1138 – 1204) – выдающийся еврейский философ, раввин, врач, кодификатор законов Торы. Крупнейший религиозный авторитет.

Мальбим, рабби Меир-Лейб бен Йехиэль-Михл (1809 – 1879) – раввин, автор популярного комментария к Торе и Танаху.

Рабби Элияѓу бен Шмуэль из Люблина (ум. 1735)раввин г. Бяла в Польше, после этого проживал в Брест-Литовске, в Айбеншютце, в старости переехал в Хеврон. Автор респонсов Йад Элияѓу, Амстердам, 1712.

Рав Меир-Дан Плоцкий (1866 – 1928) – один из крупных раввинов Польши в начале XX века. Участвовал в создании организации Агудат Исраэль в Польше, состоял членом раввинского совета.

Меири, рабби Менахем бен Шломо из семьи Меири (1249 – 1315) – автор комментария к Талмуду.

Рабби Меир-Симха ѓа-Коѓен из Двинска (1843 – 1926) Один из величайших восточноевропейских раввинов в поколении, предшествующем Холокосту.

Рав Менахем Земба (1883 – 1943) – один из ведущих польских раввинов до II мировой войны. Убит в Варшавском гетто.

Рабби Моше бар Йосеф Митерани (1500 – 1580) – глава ешивы и законодатель, один из мудрецов Цфата XVI в.

Рав Моше бен Авраѓам-Залман Вайнер – раввин в Иерусалиме. Относится к хасидскому движению Хабад.

Рабби Моше бен Макир – один из каббалистов Цфата в XVI веке, глава ешивы Эйн Зейтун.

Рабби Моше бен Яаков из Куси – один из авторов комментария к Талмуду Тосафот, автор Сефер мицвот гадоль. XIII в.

Рабби Моше Кордоверо (1522 – 1570) – известный каббалист, представитель цфатской школы каббалы.

Рав Моше Файнштейн (1895 – 1986) – крупнейший ѓалахический авторитет еврейского народа второй половины XX века в целом и еврейства Америки в частности. Президент Союза ортодоксальных раввинов и председатель Совета знатоков Торы американского центра Агудат Исраэль, глава ешивы Метивта тиферет Йерушалаим в Нью-Йорке.

Нахманид, Рамбан, рабби Моше бен Нахман (1194 – после 1270) – один из крупнейших авторитетов ѓалахи, автор комментариев к Танаху и Талмуду, каббалист, поэт.

Рав, профессор Нахум Раковер (род. 1932) – раввин, профессор права, специализирующийся на изучении еврейского права, заместитель юридического советника правительства, лауреат премии Израиля в области литературы, посвященной вопросам Торы.

Рав Нахум-Элиэзер Рабинович (род. 1928) – глава ешивы Биркат Моше в Маале-Адумим, выдающийся религиозно сионистский ѓалахический авторитет.

Рав Нисим Гаон, рабейну Нисим (ок. 990 – 1057) – глава ешивы в Кайруане, автор комментария к Талмуду и других сочинений в области Торы.

Рав Овадья Йосеф (1920 – 2013) – главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») в 1973 – 1983 гг., крупнейший ѓалахический авторитет сефардских евреев.

Онкелос, прозелит Онкелос – по легенде, был отпрыском знатной римской семьи, в I веке н. э. принявшим иудаизм, учеником рабби Элиэзера и рабби Йеѓошуа, считается одним из мудрецов Мишны (танаев). Согласно еврейской традиции, он был автором древнего арамейского перевода Торы, считающегося одним из самых авторитетных переводов.

Рав Пинхас-Элияѓу Ѓоровиц (1765 – 1821) – раввин, каббалист, автор многих сочинений; наиболее известно его произведение Брит ѓа-шалом, которое представляет собой обширное эссе, посвященное вопросам веры, ѓалахи, морали, каббалы, природы, философии, науки и техники.

Раавад II, рабби Авраѓам бен Ицхак (1110 – 1179) – глава раввинского суда в Нарбонне, раввин и каббалист из мудрецов Прованса.

Раавад III, рабби Авраѓам бен Давид из Поскьеры (ок. 1120 – 1198) – раввин, глава ешивы в городе Поскьера в Провансе, комментатор Талмуда, автор широко известных замечаний к Мишне Тора Маймонида.

Рама, рабби Моше Иссерлес (1530 – 1572) – польский раввин, талмудист, законодатель и философ. Главный его труд, Мапа («Скатерть»), сборник постановлений, следующих ашкеназской традиции, стал дополнением к кодексу Шульхан арух Йосефа Каро.

Рама, рабби Меир бен Тодрос ѓа-леви Абулафия (1170 – 1244) – каббалист, исследователь и комментатор Талмуда, законодатель и поэт.

Рамхаль, рабби Моше-Хаим Луцатто (1707 – 1746) – раввин, философ и каббалист, поэт и драматург, автор десятков книг по каббале и по еврейской этике, а также стихов и пьес на иврите.

Ран, рабби Нисим бен Реувен Геронди (1310 – 1376) – крупный испанский раввин и комментатор Талмуда.

Рашба, рабби Шломо бен Адерет (1235 – 1310) – испанский раввин, крупнейший ѓалахист поколения, автор респонсов Рашба.

Раши, рабейну Шломо Ицхаки (1040 – 1105) – крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха; духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции.

Рема ми-Фано, рабби Менахем-Азарья из Фано (1548 – 1620) – раввин, законодатель и каббалист. Считается одним из крупнейших каббалистов Италии.

Радбаз, рабби Давид бен Шломо Ибн-Зимра (1479 – 1573) – глава раввинского суда и лидер египетского еврейства, автор респонсов.

Рав Реувен Маргалиот (1889 – 1971) – раввин, исследователь, автор многочисленных сочинений. Основатель библиотеки Маймонида, лауреат премии Израиля и премии рава Кука в области литературы, посвященной вопросам Торы.

Ритва, рабби Йом-Тов бен Авраѓам Асевилли (1260 – 1320) – автор авторитетного и широко использовавшегося комментария к Талмуду.

Рокеах, рабби Эльазар бен Йеѓуда бен Калонимос из Вормса (ок. 1176 – 1238) – выдающийся немецкий раввин ѓалахист и каббалист.

Рав Саадья Гаон  (882 – 942) – крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, грамматист и поэт.

Ташбец, рабби Шимон бен Цемах Дуран (1361 – 1444) – один из крупнейших раввинов Алжира.

Рав Хаим Виталь (1543 – 1620) – один из наиболее выдающихся учеников и продолжателей каббалиста Аризаля (рабби Ицхака Лурии). Сочинение раби Хаима Виталя Эц Хаим («Древо жизни»), в котором изложены и развиты идеи Аризаля, служит одним из главных источников изучения лурианской каббалы.

Рав Хаим из Воложина, рав Хаим Ицкович (1749 – 1821) – ведущий ученик Виленского Гаона, основатель воложинской ешивы и один из крупнейших раввинов своего времени.

Рав Хаим-Хизкияѓу Медини (1832 – 1904) – крупный еврейский мыслитель конца XIX века, в течение 33 лет был раввином в крымчакской общине.

Хатам Софер, рав Моше Софер (1762 – 1839) – лидер венгерского еврейства, крупный ѓалахический авторитет.

Хафец Хаим, рабби Исраэль-Меир ѓа-Коѓен (1839 – 1933) – крупный раввин, ѓалахист и моралист, духовный лидер еврейства Польши и России, автор комментария к Шульхан аруху Мишна брура и книг Хафец хаим и Шмират ѓа-лашон, посвященных законам запрета злословия и других важных ѓалахических трудов.

Хизкуни, рабби Хизкия бен Маноах (ок. 1250 – 1310) – автор комментария к Торе Хизкуни, напечатано в Венеции в 1524 г.

Рав Нафтали Цви-Йеѓуда Берлин, Нацив из Воложина (1816 – 1893) – один из крупнейших раввинов своего поколения. Глава Воложинской ешивы, ставшей духовным центром русского еврейства.

Рабби Шабтай бен Меир ѓа-Коѓен (1622 – 1663) – виленский раввин, ѓалахист и историк.

Рав Шауль Исраэли (1909 – 1995) – один из крупных ѓалахических авторитетов религиозного сионизма, судья Верховного Равввинского Суда, член совета Главного Раввината Израиля, глава ешивы Мерказ ѓа-Рав.

Рабби Шломо Лурия, Маѓаршаль (1510 – 1573) – один из крупнейших ѓалахических авторитетов, комментатров Талмуда и лидеров ашкеназского еврейства в XVI в. Жил и работал в разных городах Польши, был главой различных ешив.

Рав Шломо-Йосеф Зевин (1885 – 1978) – раввин Хабад, близкий к религиозному сионизму. Первый редактор Талмудической энциклопедии.

Рав Шмарьяѓу-Йосеф-Хаим Каневский (род. 1928) – духовный лидер ультраортодоксального литовского направления иудаизма.

Рабби Шмуэль бен Ури-Шрага-Файвуш (из Фиорты) (ум. 1706) – польский раввин и талмудист.

Рав Шмуэль бен Хофни Гаон – мыслитель, комментатор и законодатель в эпоху Гаонов. Глава ешивы в Суре в Вавилоне, 998 – 1013 гг.

Рабби Шмуэль-Яфе Ашкенази (1525 – 1595) – один из мудрецов Османской империи в XVI веке, автор комментария Яфе тоар к Мидраш раба.

Рав Элияѓу Бен-Амозег (1822 – 1900) – итальянский раввин и каббалист, один из самых выдающихся и образованных евреев Италии.

Яавец, рабби Яаков Эмден (1698 – 1776) – крупный раввин. Боролся с влиянием в еврейском мире саббатианства, затронувшего многие общины Европы.

Рав Цви-Песах Франк (1873 – 1960) – судья, председатель раввинского суда, один из основателей Главного Раввината, член Совета Главного Раввината и главный ашкеназский раввин Иерусалима в период с 1960 по 1936 г.

Рабейну Яаков бен Ашер (1269 – 1343) – крупнейший законодатель. Автор сочинения Арба Турим, послужившего основой главному еврейскому кодексу Шульхан Арух. Сын крупнейшего законодателя рабейну Ашера бен Йехиэля.

Рабби Яаков бен Яаков-Моше Лорбербаум из Лиссы (1760 – 1832) – законодатель, раввин города Лиссы (Лешно) в Польше. Один из выдающихся раввинов последних поколений.

Рабби Яаков Рейшер, Яаков Бакофен (1661 – 1733) – ашкеназский раввин, законодатель и автор книг Эйн Яаков, Швут Яаков, и др.

Рав Яаков Эттлингер (1798 – 1871) – немецкий раввин, глава ешивы в городе Альтона, был один из первых раввинов, сочетавших религию со светским образованием, оказал большое влияние на развитие иудаизма через своих учеников, среди которых были раввины Шимшон-Рафаэль Ѓирш и Азриэль Гильдесѓаймер.

Рабби Яаков-Зеев Каѓана – литовский раввин XVIII-XIX вв.

Back to top button
Translate »