Глава 4. Запрет богохульства
Глава 4. Запрет богохульства
«Воздайте хвалу Господу, все народы; славьте Его, все племена!» (Теѓилим, 117:1).
«А сынам Израиля говори так: Всякий, кто будет хулить Бога своего, понесет свой грех» (Ваикра, 24:15).
- Как Бней Ноах, так и сыновьям Израиля запрещено поносить и проклинать Творца мира.[1]
- Основой этой заповеди является отрицание пессимистического взгляда на мир.[2] Тот, кто видит в мире Всевышнего только зло, склонен обвинять Того, Кто создал этот мир. В соответствии с Талмудом,[3] эта заповедь была сказана уже первому человеку,[4] и она является фундаментальной ценностью всего человечества.
- Запрет богохульства распространяется на все Имена Творца, в том числе любые Его именования – такие как «Милосердный» или «Сострадательный», и любое другое именование, про которое всем известно, что оно относится к Творцу. Этот запрет распространяется на все языки.[5]
- Упрекать Всевышнего, то есть грубо обращаться к Творцу, запрещено.[6]
- Некоторые включают в запрет богохульства также атеистическое мировоззрение.[7] Однако необходимо внимательно изучить, что в действительности имеет в виду тот, кто придерживается подобных взглядов, поскольку иногда под атеизмом подразумевается отрицание идолопоклонства[8], про которое Талмуд говорит: «Каждый отрицающий идолопоклонство называется евреем»[9].
Подобающее поведение
- Когда человек слышит, как проклинают Всевышнего, правильно было бы ему разорвать на себе одежду в знак скорби о таком тяжелом преступлении[10].
- Не следует своими действиями проявлять неуважение к Творцу, даже если за это нет наказания. Например, нельзя наносить повреждений священным книгам, священным Именам и синагогам.[11]
- Не следует произносить имя Творца там, где грязно, или, когда сам произносящий грязен или неодет.[12] Также не следует клясться Его Именем, когда нет такой необходимости (например, не в суде), и тем более недопустимо клясться ложно.[13]
- Мудрецы сказали:[14] три партнера в создании человека: его отец, его мать и Всевышний. Писание приравнивает уважение к родителям к уважению к Всевышнему[15]. Кроме того, уважение к отцу и матери[16] является частью общечеловеческой морали, принятой во всем мире[17]. То же самое касается трепета перед отцом и матерью[18]. И, само собой разумеется, не дай Бог, нельзя их бить[19] или проклинать.[20]
- В чем проявляется это уважение? Подают им еду и питье, встречают их, когда они приходят, и провожают, когда они уходят, и тому подобное. В чем проявляется трепет? Не садятся на их место, не отвергают их слова с пренебрежением, не называют их по имени, и тому подобное.[21]
- Тора заповедала вести себя уважительно по отношению к старикам,[22] а также почитать мудрецов Израиля и мудрецов из Бней Ноах.[23] И желательно уважать всех людей,[24] а тем более не следует никого проклинать.[25]
- Следует особенно остерегаться того, чтобы проклинать правителей или важных людей,[26] а тем более нельзя проклинать народ Израиля.[27]
- Мудрецы Израиля восхваляли народы за то, что те уважают Тору.[28]
- Существует моральное обязательство благодарить Создателя за все блага, которые Он дает человеку.[29] Исходя из этого, мудрецы Израиля составили благословения восхваления и благословения благодарности, которые произносят за любое разрешенное удовольствие[30] или по случаю радостного события. Эти благословения приведены в молитвеннике.[31]
- Даже за тяжелые события нужно благодарить, так как в конечном итоге они направлены на благо.[32]
- Когда другой человек произносит благословение, следует ответить «амен»[33], чтобы выразить свое согласие с тем, что в нем сказано. Это относится и к еврею, который слышит благословение Бен Ноаха, если понятно, что тот имеет в виду только Творца мира и не присоединяет к Нему никакую другую силу.[34]
- Хороший обычай благодарить Всевышнего за свое существование при пробуждении после ночного сна. Текст благословения: «Благодарю Тебя, Царь живой и сущий, за то, что по милости своей Ты возвратил мне душу мою. Велика верность Твоя».[35].
- Самое важное благословение произносится после окончания трапезы. Оно называется «благословение еды».[36]
- На человека возложена особая ответственность за поддержание совершенства мира Всевышнего, как говорится в мидраше[37]: «Все, что я сотворил, для тебя Я сотворил. Постарайся не портить и не разрушать Мой мир». Поэтому евреям запрещено наносить вред растениям и животным, или человеческому телу без нужды. Этот запрет называется «не порти» (баль ташхит),[38] и для каждого человека желательно ему следовать.
[1] Ваикра, 24:15-17; Сифра, Эмор, 14:5; Санѓедрин, 56а.
[2] Объяснение р. Йеѓуды-Леона Ашкенази.
[3] Санѓедрин, 56б; см. также Кузари, 3:73.
[4] Берешит, 2:16; Санѓедрин, там же.
[5] Мишне Тора, «Законы царей», 9:3. Есть также мнение (Минхат хинух, заповедь 70), что человек подлежит наказанию только в случае, если он проклинал Имя, употребляя Имя, как например: пусть Йоси [вместо имени Всевышнего, из уважения вставлено условное имя] поразит Йоси. А некоторые считают, что он подлежит наказанию в любом случае (Меири на Санѓедрин, 56а, в начале).
[6] См. Бава батра, 15б, об Иове.
[7] См. Маѓараль, Гвурот ѓа-Шем, гл. 66, со слов «И таковы семь заповедей…»; и см. Маргалиот ѓа-ям (рав Реувен Маргалиот) на Санѓедрин, 56а, п. 25.
[8] Поскольку, по мнению Маймонида («Путеводитель Растерянных», 1:59), правильное познание Всевышнего отрицает любое позитивное определение Всевышнего, в эту похвалу можно включить атеистическое мировоззрение, основой которого является отрицание суеверий.
[9] Мегила, 13а. Поскольку корень слова йеѓуди («еврей») – это «признание» (ѓодаа), а отрицание идолов предполагает признание существования Бога.
[10] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 2:10.
[11] Дварим, 12:1-4; Мишне Тора, «Законы основ Торы», 6:1, 7, 8.
[12] Шабат, 10б; Мишне Тора, «Законы чтения Шма», 3:5.
[13] Шмот, 20:7; Дварим, 5:11.
[14] Кидушин, 30б.
[15] Там же.
[16] Шмот, 20:12; рав Шмуэль бен Хофни Гаон на Берешит, 34:12; рабби Авраѓам Ибн-Эзра на Дварим, 21:13.
[17] Йерушалми, Пеа, 1:1, «Уважение к отцу и матери»; Кидушин, 31а, история про Даму бен Нетину.
[18] Ваикра, 19:3.
[19] Шмот, 21:15.
[20] Ваикра, 20:9.
[21] Мишне Тора, «Законы нарушителей», 6:1-3.
[22] Ваикра, 19:32.
[23] Кидушин, 32б; Мишне Тора, «Законы изучения Торы», 6:9.
[24] Мишна Авот, 4:1.
[25] Ваикра, 19:14; Сифра, Кдошим, 2, со слов «Да не проклянет…»; Сефер ѓа-хинух, заповедь 231.
[26] Шмот, 22:27.
[27] Берешит, 12:3.
[28] Хулин, 92а-б.
[29] Сота, 10б; Берешит раба, 49:4.
[30] Брахот, 35а.
[31] В молитвеннике Брит олам мы привели формулировку, подходящую для Бней Ноах.
[32] Мишна Брахот, 9:5.
[33] Шульхан арух, Орах хаим, 215:2.
[34] Йерушалми, Брахот, гл. 9 в конце; и Шульхан арух, там же, замечание Рама.
[35] Существуют различные формулировки этого провозглашения, имеющего древний источник и упомянутого в книге Седер ѓа-йом р. Моше бен Махира (XVI в.).
[36] Дварим, 8:10; формулировку, подходящую для Бней Ноах, мы привели в молитвеннике Брит олам.
[37] Мидраш раба на Коѓелет, 7:13.
[38] Дварим, 20:19; Сефер ѓа-хинух, заповедь 529.